суббота, 7 апреля 2012 г.

Сказка об упрямом головастике



    



                                                                                                                                                                    В одной далекой, далекой стране, там, где с шумом накатывает на берег свои волны Великий Океан, был один очень глубокий пруд. Это был совершенно особенный пруд , и жили в нем очень необычные головастики. Когда-то, давным-давно, на дне этого пруда начал бить горячий ключ, и вода в нем  с тех пор была всегда теплая. В те времена в этом пруду жили самые обыкновенные головастики, которые со временем превращались в красивых зеленых лягушек. 
     Но в тот год, когда на дне пруда забил горячий ключ, случилось что-то странное. Время шло, а вода все оставалась теплой, и головастики так и не начали превращаться в лягушек. Они так и оставались головастиками, и с ними произошло странное превращение, которое потом умные ученые назвали неотения. Головастики стали метать икру, как взрослые лягушки. Из этих икринок выводились головастики, они снова метали икру и из икринок выводились опять головастики. Прошло совсем немного времени, и никто уже не помнил, что головастики превращаются в красивых зеленых лягушек. Каждый головастик был твердо уверен, что все головастики рождаются и умирают головастиками. 
     Головастики ели тину, метали икру, и никогда не поднимались к поверхности пруда, где  в прохладной воде жили большие зеленые лягушки.  А лягушки плавали себе в прохладных водах у поверхности пруда, ловили комаров и мошек, а по вечерам , сидя на листьях кувшинок, пели свои лягушачьи песни. И такие красивые рулады выводили зеленые лягушки, что послушать их даже прибегали зайцы из соседнего леса.
   Зеленые лягушки никогда не спускались в теплые глубины пруда, где жили головастики, потому что давно уже метали икру в прибрежных водах ручья, где вода была прохладной и их головастики со временем превращались в зеленых лягушек. И все привыкли, что жизнь устроена именно так – головастики из пруда это просто головастики, и никогда они не станут зелеными лягушками.
     Но вот однажды в теплых водах пруда вылупился один необычный головастик. С раннего детства он был очень любопытный и хотел все знать, везде побывать и все разведать. А поскольку он был очень настойчив и никогда не отказывался от задуманного, его прозвали Упрямым головастиком.
    И вот как-то раз, когда Упрямый головастик резвился в потоке от горячего источника, он немного замешкался, и восходящий поток вынес его прямо в верхние холодные воды  к поверхности пруда. Ему стало сразу холодно и неуютно, захотелось скорее вернуться в привычную теплую глубину.  Но он был очень любопытным головастиком, поэтому все-таки решил посмотреть, что здесь и как. 
    А надо сказать, что был вечер, и на поверхности пруда как раз собрались большие зеленые лягушки, чтобы исполнять свои вечерние рулады. Упрямый головастик подплыл к самой поверхности и притаился у листика кувшинки. И когда он услышал, какие рулады выводят зеленые лягушки, то понял, что это то, о чем он мечтал всю жизнь. Да, да. Упрямый головастик понял, что больше всего на свете он хочет сидеть в вечерних сумерках на большом листе кувшинки и петь лягушачью песню. И что он хочет петь так хорошо , чтобы все замерли слушая его. И тут же в его голове начали складываться одна за другой настоящие лягушачьи песни. Он даже высунул из воды свою голову и раскрыл свой маленький ротик. Увы! Он не смог издать ни звука. Ведь головастики – немые создания, они живут под водой и не могут петь лягушачьи песни.
     С тех пор Упрямый головастик почти перестал бывать в теплой глубине пруда. Целыми днями он плавал в холодных водах у поверхности, наблюдая за зелеными лягушками. Сначала ему было очень холодно, и хотелось вернуться в уютную глубину, но он ведь был Упрямый головастик, поэтому он продолжал плавать в холодных водах у поверхности. И вот удивительно – прошло совсем немного времени, и Упрямый головастик перестал замечать, что вода холодная. Ему было не до того - ведь вокруг было столько всего нового и интересного, такой новый мир открылся ему. 
    Упрямый головастик каждый вечер слушал, как выводят рулады зеленые лягушки, смотрел , как они ловят днем комаров и мошек и все запоминал, ведь он был очень умным головастиком. И он так привык жить в холодной воде у поверхности, что совершенно не заметил, как что-то начало меняться в его теле. Однажды он почувствовал сильный зуд в передней части брюшка. Тогда Упрямый головастик подплыл к ближайшей кувшинке и стал что есть силы тереться боками об ее черешок. Он терся так решительно, что ему стало больно, но он продолжал тереться,  потому, что что-то подсказывало ему, что он делает все правильно. И вот кожа на его боках лопнула и показались… Что бы вы думали? Настоящие маленькие лапки, в точности как у зеленых лягушек. Упрямый головастик был вне себя от счастья. 
     Теперь он мог грести лапками и плавать так же быстро, как зеленые лягушки. Упрямый головастик носился у поверхности, осваивая свои новые возможности.
     Целый день он греб лапками, хватался ими за черешки кувшинок – да мало ли чего еще можно делать, если у тебя появились лапки как у больших зеленых лягушек! Вскоре он полностью освоился со своим новым состоянием, и даже уже не представлял, как он раньше плавал без лапок. Появление передних лапок его многому научило, и когда через несколько дней он почувствовал знакомый зуд в нижней части брюшка у хвостика, они уже знал, что делать. Ему пришлось порядком потрудиться, но его усилия не были напрасны. Вскоре шкурка лопнула и появилась еще одна пара лапок, на этот раз задних. Упрямый головастик был в восторге! Теперь у него были все четыре лапки, как у зеленых лягушек! 
     И он плавал и плавал по поверхности пруда. А вскоре он заметил, что вечерами, когда слушает рулады зеленых лягушек, все дольше и дольше может держать голову над водой. И вот настал такой день, когда Упрямый головастик больше не смог дышать жабрами – они постепенно зарастали, зарастали и совсем закрылись.
     И тогда Упрямый головастик решился выйти на сушу. Он подплыл к кромке воды и выбрался на берег пруда. Новый незнакомый мир ошеломил его. Но он был очень Упрямый головастик, и очень хотел петь рулады. Поэтому он стал приспосабливаться к жизни на суше.
    В первую очередь нужно было найти еду. И тогда Упрямый головастик вспомнил, как зеленые лягушки ловили комаров и мошек. Он притаился в траве. И когда мимо пролетал комар, он молниеносно выбросил язык – именно так, как это делали большие зеленые лягушки, и проглотил комара. Комары и мошки ему очень понравились. Целыми днями он ловил и ловил их.   
     Упрямый головастик все рос и рос, и вот однажды он почувствовал, что старая шкурка мешает ему расти дальше, сковывает его. И тогда он принялся всеми лапками крести и стаскивать ее. И когда шкурка наконец лопнула, то вместе с ней отвалился и хвостик – Упрямый головастик превратился в настоящего зеленного лягушонка.
   По-прежнему каждый вечер зеленый лягушонок подплывал к кувшинкам, на которых собирались большие зеленые лягушки, чтобы петь свои рулады. Столько рулад он сочинил за это время! Каждый раз, возвращаясь в свой укромный уголок на краю пруда, маленький лягушонок пытался исполнить руладу, как большие зеленые лягушки. Но он еще был очень мал, и пока у него получалось очень тихо, так что он сам еле-еле мог расслышать. Но лягушонок ведь  раньше был Упрямым головастиком, поэтому он продолжал упорно тренироваться и расти. 
     С утра до вечера он ловил комаров, и съел их так много, что это даже стали замечать люди, которые приходили посидеть на берегу пруда. «Как странно», - говорили они – «в этом году комаров почти нет. Погода, что ли для них неподходящая?». И им было невдомек, что это зеленый лягушонок ловит и ловит комаров, чтобы как можно быстрее вырасти.
     И вот наконец настал тот день, когда лягушонок решился исполнить свою мечту. Большие зеленые лягушки очень удивились, когда  вечером на листьях кувшинки появился молодой незнакомец. Он вежливо поздоровался и попросил разрешения исполнить руладу. Все очень заинтересовались, ведь они давно не слышали новых голосов. И тогда бывший Упрямый головастик(а ведь вы поняли, что это был именно он) начал исполнять одну за другой свои рулады. Все замерли, слушая его. И даже зайцы из соседнего леса прискакали послушать. А люди выглядывали в окна и говорили друг другу «Вот как сегодня лягушки заливаются. Видно к дождю!».
     А бывший Упрямый головастик все пел и пел свои лягушачьи песни. И пел он так громко, что его голос проник через толщу воды и один любопытный головастик всплыл в холодные воды у поверхности пруда, чтобы посмотреть - что это там  такое происходит…
    Вот какая история случилась в одной далекой, далекой стране, там, где с шумом накатывает на берег свои волны Великий Океан.

Неотения (к сказке об Упрямом головастике)

Неотени́я — эволюционные изменения, в результате которых у вида-потомка достижение половозрелости и окончание онтогенеза происходит на стадии развития, соответствующей личиночной стадии или другой неполовозрелой стадии онтогенеза предкового вида.
Типичный пример неотении — аксолотли, неотенические личинки хвостатых земноводных рода амбистом (Ambystoma), которые из-за наследственно обусловленного недостатка гормона тиреоидина остаются на личиночной стадии. Аксолотли по размерам не уступают взрослым особям. Иногда происходит метаморфоз аксолотлей - при постепенном изменении условий существования (пересыхание водоёма) или при гормональной инъекции.
Неотения представляет собой важный с точки зрения эволюции процесс, так как при ней происходит утрата жёсткой специализации, в большей степени характерной для конечных стадий развития, чем для личиночных.
Возникновение человека также рассматривается как процесс, сопровождавшийся неотенией. Человек (Homo sapiens) отличается от человекообразных обезьян структурой волосяного покрова (области оволосения у человека совпадают с таковыми у плода человекообразных обезьян), а также поздним окостенением (в том числе и черепа). Неполное окостенение — ювенильная характеристика. Благодаря позднему окостенению черепа смягчаются ограничения на рост мозга.
Кроме того, есть гипотеза, что макроэволюция группы хордовых связана с неотенией. Представители подтипа бесчерепных (Acrania) сходны по организации с личинками представителей подтипа оболочников (Tunicata). Возможно, бесчерепные произошли от предков, сходных с оболочниками, в результате неотении. Бесчерепные — более примитивная группа по сравнению с третьей группой хордовых — позвоночными (Vertebrata).
Переход у растений ряда групп от древовидных форм к травянистым, то есть выпадение конечных стадий развития, также называется неотенией и вызывает увеличение эволюционной пластичности. Примером неотении считается также упрощение гаметофита в ряду папоротникообразные — семенные растения, а также редукция спорофита у мохообразных при сохранении в обоих случаях репродуктивных функций.